Gran Turismo 5 - краткий взгляд

24 ноября 2010 года предсказатели наконец-то не солгали – солнце, восходящее из-за берегов Японии, уступило право озарять небосклон, уже в пятый раз, новорожденному отпрыску из великой династии Gran Turismo. Это случилось уже в шестой раз, через 5 тысяч и 82 дня с того момента, как первая часть появилась на полках магазинов Японии, а случилось это 23 декабря 1997 года. С тех пор мир PlayStation, а заодно и всех игр, заметно преобразился. Долгий путь был пройден от момента задумки серии в 1992 году до наших дней, и теперь мы, живя в 2010-м году, можем сделать предположение, что GT 5 – это пик. Пик того, что могут сегодня предложить нам компьютерные технологии, обузданные талантливыми руками и светлыми головами, во главе которых стоит ярый авто-фанат, имя которому Казунори Ямаучи. Так ли это на самом деле?

Фанаты этой игры, разумеется, не будут читать эту статью. Они уже вплотную приблизились к 25-му уровню пилота и копят свой второй десяток миллионов в мире GT. Но те, кто пока еще не столь знаком с серией, к числу которых относится и ваш покорный слуга, будем более осторожны и рассудительны. И мы в более выгодном положении. Во-первых, мы можем судить об игры не предвзято, без учета прошлых достижений Polyphony Digital и без сопутствующего этому обряда поклонения культу GT. Без дискуссии на тему оправдавшихся или не оправдавшихся надежд. Мы отстранены от этого. В то же время, нам есть с чем сравнивать, благо мы, фанаты виртуальных автогонок, имеем большой опыт в этом деле и нас не провести. Итак, оставив все лишнее, поехали. Потихонечку.

Gran Turismo – это, в первую очередь, музей автомобильной истории. Такого количества доступных транспортных средств, от 40-х годов до новейших концептов, нет и никогда не было ни в одной гоночной игре. Общее количество наименований достигает 1031 позицию, так что даже самые рьяные фанаты вряд ли опробуют их все. Ощущение бездонности выбора – это именно то, что придает этой игре привкус грандиозности.

К каждому автомобилю прилагается не только список основных характеристик, но и веское описание, из которого можно почерпнуть много нового. По мере прохождения игры вам будут открываться новые страницы автомузея, призванного углубить ваши познания в истории. Сами автомобили приобретаются на авторынке – подержанные и в автосалоне – новые. Главная особенность GT 5 в том, что машины так называемого элитного (premium) класса доступны только в автосалоне, в то время как стандартные (standart) – только на рынке. В этом кроется некий диссонанс на фоне общего гладкого исполнения игры. Элитный и стандартный классы заметно отличаются по детализации. Автомобили первого вида, которых около 200 – будто ожившие фотографии, без единого изъяна или намека на фальшь. В то время как обычные машинки, а их не много ни мало, 800+, не блещут количеством полигонов и отличаются темными стеклами, скрывающими отсутствие салона. Они, безусловно, неплохи – заметно лучше, чем в GT 4, на которую никто в свое время не жаловался. Но, повторюсь, разница видна.

Более всего бьет по сердцу отсутствие вида из салона у стандартных авто. И здесь выплывает наружу второй недостаток игры – малое количество камер вида. Кроме вида из салона, доступного только для элитных машин, мы можем управлять с видом из бампера, капота или сзади. И во всех кроется свой недостаток. Возможно, это придирки одного человека, но я так и не смог выбрать для себя оптимальный вариант. С видом с бампера плохо чувствуется габариты машины и из-за низкой посадки сложно отслеживать идеальную траекторию. Камера сзади закреплена на одном расстоянии и под одним углом к машине. Обычно в аркадах используются «плавающие» камеры, управлять с которых не возникает труда. Со статичной камерой все сложнее. С таким видом почти невозможно отслеживать боковое перемещение автомобиля, кроме того, ощущение скорости в этом режиме падает до неприличного минимума. Вид с капота, пожалуй, самый бестолковый, поскольку обладает сразу всеми вышеизложенными недостатками вместе взятыми, правда, в чуть меньших степенях. Короче говоря, реальный кайф от управления можно испытать только с видом из-за руля. И желательно при использовании руля – GT признает все виды рулей, поддерживаемых консолью.

Раз уж мы заговорили о недостатках, то третьим пунктом изъянов игры станет крайне невыразительное ощущение скорости. И порой, когда кажется, что ты вписываешься поворот, и, когда этого не происходит, ты переводишь взгляд на спидометр и только потом осознаешь, какова была реальная скорость. Для настоящего гонщика, который практически не смотрит на спидометр, а следует визуальному анализу, это может доставить дискомфорт.

Но не буду вас больше пугать. Все это мелочи. Дальше нас ждут приятные темы.

Кроме вышеописанного, в GT детально проработана каждая мелочь. Начальную заставку длительностью около 10 минут можно считать одной из самых длинных в истории игр. Фоторежим – это трехмерная экскурсия в красивейшие места мира. Шедевральное главное меню с проигрывающимся на заднем фоне клипом, будь то ваше авто на фоне древних развалин, наглядная съемка работы двигателя или макет города с движущимися машинками. На заднем фоне мурлыкает ненавязчивая мелодия, не отвлекая вас от дела. В GT все сделано так, чтобы не нарушить атмосферу больших гонок, но и не позволить игроку заскучать. Режим карьеры, разделенный на A-Spec и B-Spec, где вы в роли менеджера, управляете молодым гонщиком, отдавая ему указания по ходу гонки, не наскучит до самого победного конца. GT открывает двери в мир больших гонок без каких-либо ограничений. Количество и разнообразие гонок должны порадовать всех. Хотите прокатиться по солнечной Италии за рулем существующей в единственном экземпляре Феррари стоимостью… нет, бесценном? Желаете вернуться в прошлое на концепт-каре 70-х в окружение таких же удивительных авто? Любите японские малолитражки и урбанистические пейзажи? Не представляете гонки без овалов и американской серии Наскар? Фанат ралли? Поклонник Кейчи Тсучии и желаете повторить все движения великого мастера дрифта на знаменитой Цукубе? Хотите вспомнить, как управлять картом?

Перечислять можно бесконечно. Каждый найдет что-то по себе, будь то сложные гонки на время, когда вам предложат без AI-помех побить очень крутое время, или наоборот, баталии разномастных авто, сдача экзаменов или обучение в гоночных школах. И, пройдя все это, даже полный гоночный профан овладеет азами такой непростой гоночной теории. Для этих целей GT лучше любого сложного сверхреалистичного симулятора, не говоря уже о пародиях на симулятор вроде NFS Shift или серии Race Driver.

По мере прохождения вы будете щедро награждаться автомобилями и наличными, которые позволят осуществить ваши мечты, но, в то же время, не позволяющими излишних вольностей – самые «вкусные» экземпляры стоимостью 20 миллионов евро, будут оставаться недоступными до самых высоких уровней, так что стимул пройти всю игру будет у всех. Если, конечно, ваша мечта – не Dauhatsu Move со вторичного рынка и нет ни малейшего желания испытать себя на высоких скоростях с сильным AI. Да, AI удался на славу. Конечно, он не идеален – в первую очередь, ему не достает агрессивности. Но возможности своих автомобилей он использует сполна, особенно на последних уровнях карьеры, и никакими читерскими методами при этом не пользуется. И единственное, что может вам серьезно помочь, кроме вашего мастерства, это обладание более массивной упряжкой лошадей. К сожалению, требования чемпионатов порой недостаточно жесткие, и вы можете заявиться, скажем, на BMW M3 последнего поколения в чемпионат 2-литровых «хэтчбеков» и влегкую «порвать» всех. Но, в то же время, это дает некую свободу выбора – хотите ли вы легких денег или готовы испытать свое мужество, выиграв на «обмылке» - целиком и полностью ваш выбор.

Столь огромное количество возможных вариантов заездов было бы невозможно без обширного выбора трасс. И с этим здесь полный порядок – на суд игрока отводится 27 автодромов общим числом в 70 конфигураций плюс редактор-генератор ваших собственных трасс. Среди общего числа есть и городские маршруты в Риме, Лондоне и Токио, и вымышленные раллийные и кольцевые трассы, но, что наиболее ценно, основное место отведено реальным гоночным трекам, среди которых такие не нуждающиеся в представлении, как Северная петля и современное кольцо Нюрбургринга, Сарте, Дайтона, Индианаполис, Монца, Сузука и другие. Кроме того, можно отметить трассу Цукуба, часто использующуюся для гонок серийных авто, проводимых видеожурналом Best Motoring (далее – BM) и тест-трассу журнала Top Gear.
Конечно, для человека, пересевшего на эту игру с rFactor’a, для которого можно найти почти любую современную трассу даже из числа тех, о которых большинство пилотов ни сном, ни духом, выбор не кажется столь уж огромным. Однако только в GT вы получаете возможность испытать на этих великолепно смоделированных треках (говорю с полной ответственностью – в этом плане GT уступает, пожалуй, только iRacing’у с его лазерным сканированием) почти любой известный современный (и не очень) автомобиль, установить на нем рекорд круга или устроить сетевой баттл. При этом ни вам, ни вашим друзьям, не нужно искать и качать эту трассу отдельно, затем патчи к ней, и мод какой-либо гоночной серии. Все это в одном комплекте есть в GT, и этим она и ценна.

Да, по исполнению отдельных гоночных серий можно найти лучшую (и, вероятно, очень недешевую) альтернативу. Полной симуляции серьезных чемпионатов в GT не ждите – хотя бы потому, что здесь нет всех транспортных средств и трасс какого-либо чемпионата, количество кругов обычно не больше пяти, а число пилотов в гонке ограничено 12-ю (в онлайне – 16). Но что делать тем, кто хочет все и сразу, при чем не в виде фанатских поделок? Или тем, кто хочет испытать в деле серийные авто, доступные в свободной продаже?

GT – это игра для серьезных людей. Здесь нет никакой лишней мишуры типа ни на что не влияющего стайлинга, бонус-очков, прокачки ваших параметров, бессмысленной сюжетной линии и прочей отсебятины, которой стремятся завлечь игроков на сторону зла EA и Codemasters. На первое блюдо Polyphony Digital вам подают реализм и чистоту исполнения, а уж затем – количество. К созданию игры привлекались такие маститые личности, как Джефф Гордон, Себастьян Феттель, Себастьен Лоэб, Эдриан Ньюи. И пусть по уровню проработки физической модели GT 5 безусловно уступает лучшим представителям на РС, физико-ориентированным монстрам типа LFS, iRacing, netKar, rFactor и др., этому есть объяснение – ни один другой симулятор не ставит своей целью воссоздать характер тысячи реальных автомобилей. А они (автомобили) ведут себя аналогично реальным прототипам, и вы не раз поймаете себя на мысли, что ваши действия в игре точно совпадают с действиями реальных гонщиков из только что просмотренного выпуска очередного видео-журнала.

Итак, вопреки всему, и своему собственному скептицизму (грешен, каюсь), GT 5 можно назвать симулятором. Но не симулятором-тренажером профессионального направления, а симулятором с расчетом на всех – на всех, кто любит автомобили, любит гонки и хочет ездить, но не может тратить по нескольку дней в неделю для подготовки к какому-либо серьезному онлайн-ивенту, до дыр изучая траекторию и проводя часы в гараже, настраивая свою повозку. Для тех, кто не хочет проходить квалификации, строить сложные тактики пит-стопов, держать в голове уйму правил соревнований и затем высиживать по часу-два за рулем болида по пути к финишу. Для тех, для кого гонки – это не все в жизни. Не все, но многое.

GT способна будет удивлять на протяжении недели, месяца или вплоть до выхода новой части – это уже зависит от вас. Эта игра глубинна, как океан. Настоящий автофанат GT должен: пройти все гонки на золото, сдать все лицензии на золото (поверьте, это сложно!), протюнить и настроить всех сто пятьдесят сотен машин в своем гараже, установить на них рекорды на каждой трассе, изучить музей истории и сдать экзамен своим друзьям-коллегам, прокачать своего подчиненного и добиться с ним победы во всех гонках, сфотографировать все свои любимые модели на фоне живописных пейзажей, собрать коллекцию реплеев из разряда «must see», пройти хотя бы одну многочасовую гонку на выносливость, добиться сотни побед в онлайне (это отдельная тема для разговора)… и поблагодарить Ямаучи-сана за его рождественский подарок.

Поверьте, на это потребуется много времени. И делая окончательный вердикт, уже невольно закрываешь глаза на другие недостатки – слабоватые повреждения у автомобилей, странная физика столкновений автомобиля с отбойником трассы, неактивируемые фары при дневных заездах, отсутствие функций управления реплеем. Все это мелочи, которые просто формально не позволяют поставить GT 5 в рейтинге 100%. Но где-то 90-95 здесь есть. Более точное определение давать не будем, и оставим это на суд самоуверенных журналистов. Но знайте – те, кто ставят ниже 90 и при этом завышают оценки конкурентов – продажная пресса.

Единственное, чего хочется пожелать в следующей игре серии – больше детально проработанных автомобилей и отказ от системы «стандарт» - «премиум». А так же исправление некоторых огрехов вроде физики столкновений и повреждений и, мое личное скромное пожелание – 72-километровую трассу Тарга Флорио. Это был бы шик.

P.S. Общий проданный тираж предыдущих 5-ти игр – более 49 миллионов копий (включая GT на PSP) плюс 5,5 проданных за первые две недели GT 5.

P.P.S. Данная статья – лишь первый и краткий взгляд на игру, основанный на неделе опыта. Возможно, в будущем я напишу более детальный анализ игры и сравню ее с предшественницами или теми проектами, которые называют себя конкурентами.

P.P.P.S. К большому сожалению, провести запланированную блиц-стычку между новым наследником GT и возвратившемуся к корням NFS не позволила эпическая халатность и пофигизм ЕА к своему детищу, а посему даже упоминание о NFS HP недостойно в статье про GT. Безнадежно утеряны те времена, когда дебаты на тему того, что весомее – реализм GT или динамика геймплея NFS HP превращались в одно из главных событий года на PlayStation. Когда обе эти игры ждали одинаково сильно, и только они разыгрывали титул лучшей гоночной игры года. Так было в 1998 (GT vs HP), 1999 (GT 2 vs HS) и 2002 (GT 3 vs HP 2) годах. Увы, в 2010 году нет ни намека на поединок. Пресный огрызок, демо-версия игры, которую можно было бы сделать при большем бюджете и желании, NFS HP ‘2010, даже по части фирменной динамики и азарта, может конкурировать разве что с середняками жанра. А детище Ямаучи, пусть и не идеальное, но по-прежнему неподражаемое, может смело забирать титулы гоночной игры года и лучшей гоночной игры на PlayStation 3 за все время.

Комментарии

  • Dимон 12 декабря 2010, 21:59

    Мда, графа СУПЕР!

  • FridrihGrand 12 декабря 2010, 22:21
    Мда, графа СУПЕР!

    Это фоторедактор так всё подлизывает 🙂

    Race Driver

    Он не строил из себя симулятор. И в нём не пафоса, как в том же Дёрте2.
    На первое блюдо Polyphony Digital вам подают реализм и чистоту исполнения

    Реализм, в плане графики, там лишь в фото режиме. Физика авто желает чуть лучшего. Но безусловно той ужасной рельсовости НФСа.
    Ладно, всё ок.

  • FridrihGrand 12 декабря 2010, 22:22

    *нет

  • hard 12 декабря 2010, 23:01

    GT она и в африке GT-тут нечего особо коментировать.
    почти всё что здесь написано можно отнести и к форзе с некоторыми поправками на количество и немножко на физику(в форзе она довольно-таки неплохая-масса машин и тип привода чувствуется без проблем)-обе игры не сильно друг от друга отличаются

  • Maxtron 13 декабря 2010, 00:58

    FridrihGrand фоторедактор тут ничего не подлизывает, это чистые ингейм-скрины! Ну кроме первого, это фоторежим, и то там лишь фон меняется.

    hard

    в форзе она довольно-таки неплохая-масса машин и тип привода чувствуется без проблем

    Ну дык здесь то же самое. Я вроде об этом и написал 🙂 Разница у авто колоссальная, ни в одной игре я ее так резко не ощущал, кроме трех симов на РС. И это на джое... жаль МОМО мой не распознается приставкой.

  • hard 13 декабря 2010, 06:34

    2Maxtron я знаю что тут тоже самое-я и в неё уже погамать успел 🙂 просто в форзе физика чуть аркаднее поэтому и написал 🙂
    😤🤪

  • Maxtron 13 декабря 2010, 09:36

    Вот и хорошо. Что аркаднее 🤪 Это значит что ГТ все еще правит миром. 😤

  • avatar
    Удалённый аккаунт 14 декабря 2010, 22:19

    Честно говоря, мне понравилась третья форза куда больше, чем пятая гт, я ,кажется, уже отписывался. У самого из гт сейчас есть только версия на PSP, честно, даже она, несмотря на отсутствие карьеры как таковой, понравилась больше, чем ЭТО. В общем, пролог даже порадовал больше, ничего не изменилось с 2007 года, жаль, хотел соню купить ещё...

  • TDIK 17 декабря 2010, 17:19

    и спрашивается что они делали эти 5-6 лет? В игре ничего особенного, даже та самая графика которая в геймплее хуже в 3 раза чем я тут вижу на скринах.👎

  • Maxtron 17 декабря 2010, 22:12

    Та ладно, графика норм, явно получше чем в хвалебном NFS HP. А "ничего особенного" кроме того что это лучшая гонка планеты - это сильно 😆

  • Maxtron 18 декабря 2010, 00:16

    А тут можно скачать 100-страничную книжецу по гоночной теории (и автомобилям вообще) из коллекционного издания игры (вот как надо делать!)

  • TDIK 18 декабря 2010, 21:41

    лучшая гонка планеты? еще 4 часть может быть, но 5 это провал😢
    за книжечку спс почитаю на досуге, что они там делали 6 лет🙂

  • Maxtron 25 декабря 2010, 13:10

    TDIK не буянь со своими "провалами".

    Чемпионат по GT провожу в январе, кому интересно, просите ссылку в приват.

Войдите  или  зарегистрируйтесь  для добавления комментария.
Или можете войти через соцсети: